Иисус — историческая личность

Оглавление
Иисус — историческая личность
Христианские источники, подтверждающие историчность Христа
Доказательства историчности Христа помимо Библии

КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИСТОРИЧНОСТИ ХРИСТА ПОМИМО БИБЛИИ?

Корнелий Тацит (род. 52–54 г. от Р.Х.)

Римский историк. В 112 г. был губернатором Азии. Зять Юлия Агриколы, в 80–84 г. — наместника Британии. Описывая правление Нерона, Тацит пишет о смерти Христа и о христианах в Риме:
„Но ни все оправдания, какие можно получить от людей, ни все богатства, которые этот правитель мог расточить, ни все жертвы, какие приносил он богам, не могли снять с Нерона тягостное обвинение в том, что он, как считали, приказал устроить пожар Рима. Чтобы подавить эти слухи, он обвинил в поджоге и покарал самыми изощрёнными пытками людей, которых обычно называли христианами и ненавидели за их чудовищные преступления. Христос, по имени которого они так назывались, был казнён Понтием Пилатом, прокуратором Иудеи во время правления Тиберия: однако пагубный сей предрассудок, исчезнув на время, вспыхнул вновь, причём не только в Иудее, где возникло это зло, но также и в Риме". Анналы XV.44

Тацит упоминает христиан также в отрывке из своей „Истории", где речь идёт о сожжении Иерусалимского храма в 70 г. от Р.Х.; этот отрывок сохранился у Сульпиция Севера („Хроники" II, 30.6).

Лукиан из Самосаты

Сатирик II века, с презрением относившийся к Христу и христианам. Он связывал их с палестинскими синагогами и писал о Христе, что Он „…был распят в Палестине за то, что основал этот новый культ… Более того, их первый законодатель убедил их в том, что все они братья друг другу, после того, как все они окончательно согрешили, отказавшись от греческих богов, начав молиться этому распятому софисту и живя согласно его законам". („Перегрин").
Лукиан также несколько раз упоминает христиан в своей книге „Лжепророк Александр", в главах 25 и 29.

Иосиф Флавий (род. 37 г. от Р.Х.)

Еврейский историк. В 19 лет стал фарисеем. В 66 г., будучи командующим еврейской армией в Галилее, был взят в плен и после этого жил и находился на службе при штате римской армии. Он пишет о Христе в отрывке, подлинность которого в своё время жарко оспаривалась:
„Около этого времени жил Иисус, мудрый человек, если только справедливо назвать его человеком, ибо он совершал чудеса и был учителем мужей, радостно принимающих истину. Он привлёк к себе множество евреев и язычников. Он был Христос, и когда Пилат, по наущению начальствующих среди нас, осудил его на распятие, то любившие его сначала не отказались от него, ибо он явился к ним живым на третий день, согласно предсказаниям пророков, говоривших и об этих, и о десяти тысячах других чудес, связанных с ним. Племя же христиан, получивших от него своё имя, живо и до сего дня". Древности, ХУШ.33 (начало II века).
Существует арабский текст этого отрывка. Он звучит так: „В то время был мудрый человек, называвшийся Иисусом. Был Он праведен и известен добродетелью. И многие из числа евреев и других народов стали Его учениками. Пилат приговорил Его к смерти на кресте. И те, кто стал Его учениками, не отвергли Его учения. По их словам, Он явился к ним живым через три дня после распятия; потому и был Он, возможно, тем Мессией, о Котором говорили пророки, описывая чудеса".


Данный отрывок взят из арабской рукописи под названием „Китаб аль-унван аль-мукаллал би-хагаг аль-марифа", что в переводе звучит как „Книга истории, ведомая всеми добродетелями мудрости, увенчанная многими философиями и благословенная истиной познания".
Рукопись эта составлена епископом Апапием в X веке и содержит главу, начинающуюся словами: „Во многих учёных книгах нашли мы упоминания о дне распятия Христа". За этим следует список, а также цитаты из некоторых древних трудов. Некоторые из них известны современным исследователям, другие до наших дней не дошли.


У Иосифа Флавия мы находим также упоминание Иакова, брата Христа. В „Древностях" XX 9:1 он описывает деятельность первосвященника Анны:
„Но младший Анна, который, как уже было сказано, стал первосвященником, имел смелый характер и немалую отвагу; он принадлежал к партии Саддукеев, которые в своих суждениях строже всех других евреев, как мы уже показали выше. И поскольку у Анны был такой характер, он рассудил, что по смерти Феста у него появилась возможность, покуда Альбин был в отъезде, созвать совет судей, пред которым предстал брат Иисуса, так называемого Христа, по имени Иаков, и некоторые другие. Обвинив их в нарушении законов, он присудил их к побитию камнями".

Светоний (120 г.)

Ещё один римский историк, судебный чиновник при императоре Адриане, хроникер императорского дома. Он пишет: „Поскольку евреи постоянно устраивали беспорядки по наущению Хрестуса (вариант имени Христа); он выслал их из Рима". „Жизнь Клавдия", 25.4.
Светоний пишет также: „Нерон подверг наказанию христиан, людей, поддавшихся новому вредному суеверию". „Жизнь Цезарей", 26.2.

Плиний Младший

Правитель Вифинии в Малой Азии (112 г.), Плиний писал императору Траяну, спрашивавшему, как ему обращаться с христианами.
Он объяснил, что казнит подряд мужчин, женщин, детей обоего пола. Казни были так многочисленны, что Плиний начал сомневаться в том, что следует подвергать смерти всех обнаруженных христиан, и полагал, что казнить надо только некоторых. Он заставлял христиан поклоняться статуям Траяна, а также „поносить Христа, на что настоящий христианин никогда не пойдёт".
В том же письме он писал о подсудимых христианах: „Они утверждают, однако, что вся их вина или заблуждение состояли в том, что они имели привычку собираться по определённым дням засветло, и распевать различные гимны Христу как Богу, а также приносить торжественную клятву, не призывавшую ни к каким злым целям, но лишь к тому, чтобы никогда не обманывать, не воровать, не изменять супругам, не лгать и не отступать от данной клятвы, когда наступит время выполнять её". „Письма" Х.96.

Тертуллиан

Юрист и богослов из Карфагена, защищавший христианство перед римскими властями в Африке. Он упоминает спор между Тиберием и Понтием Пилатом:
„В те дни, когда имя Христа входило в мир, Тиберий сам получил сведения об истинности Божественности Христа, и поставил этот вопрос на рассмотрение Сената, будучи сам настроен в пользу Христа. Сенат, поскольку члены его были врагами христианства, отверг это предложение. Однако император держался своего мнения и пригрозил покарать всех тех, кто обвинял христиан". („Апология", V.2). Некоторые историки сомневаются в подлинности этого отрывка. См. также о Иустине Мученике в „Апологии" 1.35.

Историк Талл, уроженец Самарии

Одним из первых авторов-неевреев, упомянувших Христа, был Талл, писавший около 52 г. по Р.Х. К сожалению, его работы не сохранились, и мы знаем о них лишь по цитатам у других авторов. Одним из них был Юлий Африкан, христианский богослов, писавший около 221 г. Он упоминает работы Талла в весьма интересном нижеследующем отрывке:
„В третьем томе своей „истории" Талл объясняет эту тьму затмением солнца, что, по моему мнению, неразумно" потому что солнечное затмение не могло совпасть с полнолунием, а Христос был распят в период пасхального полнолуния".
Отсюда видно, что евангельский рассказ о тьме, покрывшей землю во время распятия Христа, был хорошо известен, и требовал от неверующих, которые были его свидетелями, объяснения естественными причинами.

Флегон, историк I века

„Хроники" Флегона утеряны, однако небольшой отрывок из этой работы, подтверждающий наступление тьмы над землёй во время распятия, также упоминается у Юлия Африкана. После вышеупомянутой цитаты Юлий цитирует Флегона, писавшего, что „во время правления императора Тиберия солнечное затмение совпало с полнолунием".
Флегон упоминается также Оригеном в работе „Против Цельсия".
Филопон пишет: „Что же до этой тьмы, …то Флегон вспоминает о ней в своих „Олимпиадах" (как называлась его история). Он пишет далее, что „Флегон упоминает о затмении во время распятия Господа Христа, и ни о каком ином; ясно, что из источников, имевшихся в его распоряжении, он не знал ни о каком подобном затмении в предыдущие годы… и это доказывается самим историческим отчётом об императоре Тиберий".

Письмо Мары Бар-Серапиона

Ф. Ф. Брюс отмечает, что в Британском музее хранится „…интересная рукопись, представляющая собой текст письма, написанного позднее 73 г. от Р.Х. — насколько позднее, остаётся неясным. Это письмо было отправлено сирийцем по имени Мара Бар-Серапион своему сыну Серапиону. Автор письма в то время находился в тюрьме, но писал сыну, чтобы ободрить его в поисках мудрости, и указывал, что немилость судьбы падает на тех, кто преследует мудрых людей. В виде примера он приводит гибель Сократа, Пифагора и Христа:
„Что выиграли афиняне, казнив Сократа? Голод и чума обрушились на них в наказание за их преступление. Что выиграли жители Самоса, предав сожжению дом Пифагора? В одно мгновение пески покрыли их землю. А что выиграли евреи, казнив своего мудрого Царя? Не вскоре ли после этого погибло их царство? Бог справедливо отомстил за этих трёх мудрых мужей: голод поразил Афины, море затопило Самос, а евреи, потерпевшие поражение и изгнанные из своей страны, живут в полном рассеянии. Но Сократ не погиб навеки — он продолжал жить в учении Платона. Пифагор не погиб навеки — он продолжал жить в статуе Геры. Не навеки погиб и мудрый Царь: Он продолжал жить в Своём учении".

Иустин Мученик

Около 150 г. по Р. Х. Иустин Мученик, обращаясь в своей „Защите христианства" к императору Антонину Пию, отсылал его к докладу Пилата, который, как считал Иустин, должен был сохраниться в императорских архивах. „Слова „они пронзили мне руки и ноги" — пишет он — суть описание гвоздей, пронзивших Его руки и ноги на кресте; после того, как Он был распят. Его палачи бросили жребий о Его одеждах, и разделили их между собой; об истинности этого вы можете узнать из „Деяний", записанных при Понтии Пилате. Далее он добавляет: „Проверить то, что Он сотворял эти чудеса, легко можно по „Деяниям" Понтия Пилата".
Элгин Мойер, в справочнике „Кто был кем в истории церкви", описывает Иустина как „…философа, мученика, апологета, уроженца Флавии Неапольской. Он получил хорошее образование и, видимо, располагал достаточными средствами для того, чтобы проводить жизнь в путешествиях и учёных занятиях. В своём страстном поиске истины он последовательно увлекался стоицизмом, учением Аристотеля, Пифагора и Платона, но ненавидел эпикурейство. В молодости познакомился с иудейством, но не проявил к этой религии особого интереса. Учение Платона было ему наиболее близко, и он уже надеялся вскоре достичь цели своей философии — узреть Бога. — когда однажды, во время одинокой прогулки по берегу моря, молодой философ встретил почтенного старика-христианина с мягкими и достойными манерами, с приятным лицом. Этот скромный христианин поколебал его веру в человеческую мудрость, указав на еврейских пророков: „мужей живших в древности более глубокой, чем все эти уважаемые философы, и предсказавших в своих писаниях и учениях приход Христа…" Усердный платоник последовал совету старика и стал верующим христианином. Он говорил, что „только эту философию я нахожу свободной от недостатков и ведущей к спасению". После своего обращения, происшедшего в ранней зрелости, он всем сердцем посвятил себя защите и распространению христианской религии".

Еврейские Талмуды

Толдот Мешу. В этой книге Иисуса называют „Бен Пандера". Вавилонский Талмуд. Приводит слова Амориана: „…и повесили Его в канун Пасхи".
В Талмуде Христос именуется „Бен Пандера" (или „Бен Пантере"), а также „Иешу Бен Пандера". Многие учёные видят в „Пандере" видоизменённое греческое „партенос" („дева"), т. е. Бен Пандера в таком случае означает „Сын Девы". Еврейский учёный Иосиф Клаузнер писал, что „незаконное рождение Иисуса — широко распространённая идея среди евреев."


Большую историческую ценность имеют комментарии из книги „Бараила":
„Вечером накануне Пасхи они повесили Иешу (из Назарета). В течение сорока дней перед этим ходил перед ним вестник, возвещавший, что его, Иешу из Назарета, намерены побить камнями за то, что он занимался колдовством, обманывал и сводил Израиль с пути истинного. Пусть имеющий сказать нечто в его защиту выйдет напереди защитит его. Но не было обнаружено ничего в его защиту, и накануне Пасхи его повесили". (Вавилонский „Синедрион"). „Канун Пасхи".


В книге „Амоа Улла", написанной Уллой, учеником раввина Йоуханана, жившим в Палестине в конце III века, добавляется:
„И вы полагаете, что у Иешу из Назарета было право оспаривать свой приговор? Он был обманщик, и Тот, кто Милосерден, сказал: „Не щади его и не скрывай". С Иешу — другое дело, ибо он был рядом с гражданскими властями".


Еврейские власти не отрицали, что Христос совершал знамения и чудеса (Матф. 9:34; 12:24: Map. 3:22), однако приписывали их колдовству.
„В Талмуде, — замечает Иосиф Клаузнер, — пишется о повешении, а не о распятии, ибо этот ужасный вид казни был известен иудейским книжникам лишь из римской судебной практики, а не из иудейской системы законов. Даже апостол Павел (Гал. 3:13) считает, что слова из Второзакония (21:23) „проклят всяк висящий на древе" применимы к Христу".


В „Синедрионе" упоминаются также ученики Христа.
Клаузнер цитирует содержащиеся в „Мишне" слова раввина Шимеона бен Аззая о Христе: „Я нашёл в Иерусалиме генеалогический свиток, где был записан этот Такой-То, незаконнорожденный сын изменившей мужу…"
Исследователь отмечает, что „в современных изданиях „Мишны" за этими словами идёт фраза: „в подтверждение слов раввина Йехошуа" (который в той же „Мишне" говорит: „Кто есть незаконнорождённый? Любой, чьи родители подлежат смерти по Бет Дину."). Здесь речь явно идёт об Иисусе".


В раннем варианте „Бараиты", где главным действующим лицом является раввин Элиезер, Христос упоминается по имени. Скобки внутри цитаты указывают разночтения между „Бараитой" и „Тосефтой". Вот слова Элиезера:
„Он ответил: „Акиба, ты напомнил мне! Однажды я проходил по верхнему рынку (вар. „по улице") Сефориса, и встретил одного из учеников Иисуса из Назарета, именем Иаков Кефар Секания (вар. „Сакканина"). И сказал он мне: „По вашим законам, нельзя строить храма за деньги блудницы. А что же строить на них — неужто уборную для первосвященника?" Я ему ничего не ответил, и он продолжил: „Так учил меня Иисус из Назарета (вар. „Иешу бен Пантере"): „Собраны они на деньги блудницы, и вернутся к ним", — разумея, что из праха они возникли, и станут прахом. Сказанное пришлось мне по душе, и из-за этого меня арестовали за прегрешение против Закона: „Пусть лежит твоя дорога подальше от этих мест" и „не подходи к дверям его дома" — не греши против властей".


Клаузнер, по книге которого мы цитировали данный отрывок, так комментирует его содержание:
„Несомненно, что слова „один из учеников Иисуса из Назарета", а также „так учил меня Иисус из Назарета" в данном отрывке — раннего происхождения и большой важности по отношению к рассказу. Их изначальный характер нельзя оспаривать на основании некоторых расхождений в других вариантах; так, „Иешу бен Пантере" или „Иешу бен Пандера" вместо „Иисус из Назарета" встречаются в вариантах просто потому, что долгие годы имя „Пантере" или „Пандера" было широко известно среди евреев в качестве имени предполагаемого отца Иисуса".

Британская энциклопедия

В последнем издании „Британской энциклопедии" личности Иисуса Христа посвящено 20000 слов — больше, чем Аристотелю, Цицерону, Александру Македонскому, Юлию Цезарю, Будде, Конфуцию, Магомету или Наполеону.
О многочисленных светских свидетельствах жизни Христа она пишет: „Эти независимые друг от друга рассказы доказывают, что в древности даже противники христианства никогда не сомневались в историчности Иисуса, которая впервые подверглась сомнению, причём на весьма шатком основании, лишь в конце 18, в течение 19 и в начале 20 веков".


 

Поиск

© Церковь «Новая Жизнь» г. Челябинск, 2009 г. | Разработка сайта и техподдержка 4lyabinsk.ru

wwjd.ru: Христианская поискова система.
покинуть Клан то Главачеловек каждый день сиделпраздник Крещенье По снегу