Социальная концепция

Оглавление
Социальная концепция
Предисловие
1. Свобода совести, права и достоинство личности
2. Церкви и (нация) нации
3. Церкви и государство
4. Церкви и общественно-политическая жизнь
5. Христианские конфессии и иные религии
6. Христианская этика и светское право
7. Здоровье личности и народа
8. Экономика, труд, собственность
9. Война и мир, военная служба
10. Преступность и наказание
11. Наука, образование, культура
12. Церкви и проблемы экологии
13. Социальное служение церкви
14. Церкви и светские средства массовой информации

12. ЦЕРКВИ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ

Масштабы современного экологического кризиса (взгляд на проблемы экологии)

Церкви сознают свою ответственность за судьбу мира и выражают глубокую обеспокоенность проблемами, порожденными современной цивилизацией.

Сегодня на земле поражены почва, вода, воздух, животный и растительный мир. Повсеместное загрязнение природной среды промышленными отходами, неправильная агротехника, уничтожение лесов и почвенного покрова приводят к подавлению биологической активности, к неуклонному свертыванию генетического многообразия жизни. Истощаются невосполнимые минеральные ресурсы недр, сокращаются запасы чистой воды, появляется множество вредных веществ, которые накапливаются в биосфере. Экологическое равновесие нарушено: человечество стоит на пороге глобальной экологической катастрофы.

Отношения между человеком и окружающей средой

Мы верим, что правильные отношения между (человеком) людьми и окружающей средой были нарушены в результате грехопадения человека и его отчуждения от Бога. Грех, зародившийся в душе человека, пагубно повлиял не только на него самого, но и на весь окружающий мир. В природе, как в зеркале, отразилось первое человеческое преступление. Семя греха в человеческом сердце произрастило терния и волчцы (Быт.3,18). В своих отношениях с природой люди стали все чаще руководствоваться эгоистическими, потребительскими побуждениями (и вседозволенностью).

Церкви выступают за повышение юридической ответственности за вред, наносимый природе, за объединение сил по защите окружающей среды на базе широкого международного взаимодействия. (Одним из главных принципов позиции Церквей) В вопросах экологии Церкви исходят из принципа единства и целостности сотворенного Богом мира. Растительный, животный и человеческий миры взаимосвязаны. Так, после потопа Бог заключает Завет не только с Ноем, но и «со всякою душою живою, … со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными» (Быт.9:10), а в книге пророка Ионы Бог милует как людей, так и скот (Иона3:7–8, 4:11). С христианской точки зрения, природа – это не вместилище ресурсов, предназначенных для эгоистического и безответственного использования, но дом, где человек является домоправителем, а также храм, где он – священник, служащий не природе, а Творцу. Такое понимание роли человека основано и на практике. Ландшафтообразующая деятельность людей существенно изменила лик земли, что свидетельствует о больших человеческих возможностях. Однако подобные изменения угрожают дальнейшему существованию цивилизации, а значит, без Бога человек управлять не (может) способен.

Взаимосвязь между экологическим и духовным кризисами

Мы уверены, что экологические проблемы носят по существу антропогенный характер, то есть порождены человеком (а не природой). Поэтому ответы на многие вопросы, вызванные кризисом окружающей среды, (содержатся) следует искать в человеческой душе, а не в сферах экономики, биологии или политики. Природа преображается или погибает не сама по себе, но под воздействием человека.

Мир одновременно переживает два кризиса: духовный и экологический. Духовно деградирующая личность вызывает деградацию природы, т. к. не способна оказывать преображающее воздействие на мир. Ослепленному грехом человечеству не помогают и колоссальные технические возможности – при безразличии к смыслу, тайне, чуду жизни они не приносят пользы, а подчас причиняют вред.

Мы считаем, что загрязнение окружающей среды есть прямое следствие «загрязнения» человеческого сердца. Согласно учению о грехопадении людей (Быт.3гл.), первопричина экологического кризиса не во вредных выбросах, не в плохих технологиях и даже не в неправильном поведении, а в том, что внутренний мир человека осквернен в результате разрыва с Богом. Так как человек является ответственным за Землю, то планета со всеми ее обитателями вслед за человеком невольно также оказалась под проклятием. С этого, собственно, и начался экологический кризис. И вот сегодня сборы урожая снижают плодородие почвы, а избыток удобрений загрязняет водоемы. Нерациональное природопользование ведет к истощению природных ресурсов, промышленность и автотранспорт загрязняют окружающую среду и т. п.

Экологическая значимость искупления

Учение об искуплении человеческих грехов смертью Иисуса Христа содержит и экологические аспекты. Умерев на кресте, Бог простил человека и выкупил его из греховного рабства (Рим.6:18), что стало залогом избавления Земли от последствий греха в будущем. Таким образом, искупив людей, Спаситель, в определенном смысле, искупил и находящуюся в зависимости от человека природу; и если к человеку Бог проявил милость, то эта милость распространяется и на все живое. Спасение от потопа животных (Быт.8:1), избавление от беды «множества скота» в Ниневии (Иона 4:11) и все другие случаи милости к творениям, происходили в ветхозаветные времена как бы в счет будущей жертвы Христа, имеющей не только общечеловеческий, но и вселенский, биосферный масштаб.

Своей жизнью, смертью и воскресением Спаситель предлагает людям мир. Конфликт человека с природой был обусловлен конфликтом с Богом. Обращаясь к Христу, каждый человек может примириться и с Творцом, и с совестью, и с другими людьми, и с животными, и со всей окружающей средой, «потому что Бог во Христе примирил с Собою мир» (2Кор.5:19). Из этого следует, что причина продолжающегося до наших дней конфликта с Богом, о котором, в числе прочих бед, свидетельствует и экологический кризис, в неверии и бездуховности людей.

Экологическая этика

Церкви не осуждают природопользование, а только призывают сделать его как можно более щадящим. Так, охота с целью пропитания в отдельных регионах вполне приемлема, в то время как охота ради развлечения есть грех. Регламентирование природопользования присутствует и в Ветхом Завете. Его заповеди, по сути, говорят об одном: «Пользуйся, но не разоряй!»

В вопросах природопользования необходимы умеренность потребностей и разумная бережливость. «Собирайте каждый по столько, сколько ему съесть»,— предупреждал Бог, давая манну евреям (Исх.16:16). Насытив несколькими хлебами тысячи людей, Спаситель сказал ученикам: «Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало» (Ин.6:12). Не впадая в накопительство, следует стараться сберечь и использовать для дела Божьего все Его дары.

Практическое участие верующих в охране природы

Церкви готовы активно сотрудничать с природоохранными организациями и образовательными учреждениями в природоохранной и эколого-просветительской работе, поощряя личное участие своих членов в деле охраны природы. Верующие могут также участвовать в судебных процессах, в других акциях против нарушения природоохранного законодательства, используя исключительно ненасильственные методы отстаивания экологических прав. При этом природоохранное служение не должно выливаться в политическую деятельность.



 

Поиск

© Церковь «Новая Жизнь» г. Челябинск, 2009 г. | Разработка сайта и техподдержка 4lyabinsk.ru

wwjd.ru: Христианская поискова система.