Социальная концепция

Оглавление
Социальная концепция
Предисловие
1. Свобода совести, права и достоинство личности
2. Церкви и (нация) нации
3. Церкви и государство
4. Церкви и общественно-политическая жизнь
5. Христианские конфессии и иные религии
6. Христианская этика и светское право
7. Здоровье личности и народа
8. Экономика, труд, собственность
9. Война и мир, военная служба
10. Преступность и наказание
11. Наука, образование, культура
12. Церкви и проблемы экологии
13. Социальное служение церкви
14. Церкви и светские средства массовой информации

7. ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ И НАРОДА

С позиции Церквей здоровье – одна из важнейших ценностей человеческого бытия. Под здоровьем понимается динамичный процесс сохранения и развития психических, физических и духовных способностей человека, его оптимальной трудоспособности и социальной активности. Нормальное обеспечение этого процесса напрямую зависит от послушания тем физическим и духовно-нравственным законам, которым Бог подчинил существование человека. Нарушение этих законов неизбежно ведет к болезни.

К сожалению, приходится констатировать, что здоровье нашего народа неуклонно ухудшается. Целый ряд демографических показателей выявляет тревожные тенденции в состоянии здоровья населения: снижается рождаемость, в некоторых регионах смертность превышает рождаемость, что ведет к отсутствию естественного прироста населения, сокращается средняя продолжительность жизни, особенно среди мужчин. Немаловажную роль в ухудшении демографической ситуации играет рост сердечно-сосудистых, онкологических, инфекционных, психических, венерических заболеваний, растет число врожденных дефектов развития и уродств. Настоящей национальной бедой стала проблема алкоголизма и невиданная ранее вспышка наркомании.

Все это говорит о том, что Россия (находится в) переживает состояние демографического кризиса. Демографические проблемы находятся в сфере внимания Церквей. Борьба с депопуляцией должна включать активную поддержку научных, медицинских и социальных программ по защите материнства и детства.

Перед лицом этой большой беды Церкви не могут равнодушно стоять в стороне. Они призваны внести посильную лепту в дело не только духовного, но и физического оздоровления народа.

Библейский взгляд на здоровье личности.

Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, и Он показывает, что необходимо заботиться о своем здоровье, как духовном, так душевном и физическом.

Здоровье в Библии представляется как одно из величайших благословений Божиих, а забота о здоровье (представляет собой) – как богоугодное дело, к которому призван каждый живущий на земле. Подчеркивая целостность человеческой личности, Священное Писание не отрывает физическое, душевное и духовное здоровье друг от друга (1Кор. 6:20; 1Фес. 5:23). Подход к человеку, не учитывающий эту взаимосвязь, с позиции Библии представляется ущербным. Более того, показывая непреходящую ценность человеческой личности в глазах Божиих, Св. Писание называет тело человека «храмом Святого Духа» (1Кор. 6:19-20). Пренебрежение физическим здоровьем ради «торжества духа», равно как и превращение заботы о здоровье тела в самоцель, в ущерб духовно-нравственному состоянию, одинаково разрушают гармонию человеческой личности.

В Священном Писании содержатся принципы, а также конкретные наставления по здоровому образу жизни: показана взаимосвязь между здоровым образом жизни, с одной стороны, и соблюдением санитарно-гигиенических правил, характером питания, пагубными привычками, неумеренностью и невоздержанием, с другой (Втор. 23; Лев. 11; Пр. 23:29–32; Ос. 4:18; Лук. 21:34).

Иисус Христос в своем служении органично совмещал словесную проповедь, призывающую к покаянию и отвращению от греховного образа жизни, с врачеванием душевных и физических недугов. Благовестие и исцеление были неотрывны друг от друга и в жизни раннеапостольской Церкви (Деян. 3:6; 8:6-8).

Профилактика – приоритетное направление в сохранении здоровья.

«Болезнь легче предупредить, чем ее лечить»,— правомочность этих слов известного русского терапевта М. Я. Мудрова (1776-1831) доказана самой жизнью. Поскольку многие заболевания человека напрямую связаны с его образом жизни, понятие здорового образа жизни в комплексе мер по предупреждению болезней выходит на (первенствующее) первое место.

Под здоровым образом жизни Церкви понимают образ жизни, максимально обеспечивающий сохранение физического, психического и духовного здоровья человеческой личности. Здоровый образ жизни способствует более эффективной трудовой, познавательной, общественной и коммуникативной деятельности, благодаря нему снижается заболеваемость, инвалидность, смертность.

Учитывая тесную взаимосвязь между образом жизни и заболеваемостью, Церкви считают профилактическое направление в медицине приоритетным в сохранении здоровья. Церкви поддерживают весь комплекс мер, (проводимых) предпринимаемых органами здравоохранения (включая и вакцинацию) по предупреждению заболеваний, индивидуальную профилактику, т. е. систему мер по сохранению здоровья, проводимую каждым отдельным человеком. В последнем случае (подчеркивается) особое значение имеют правильная организация труда и отдыха, рациональное и сбалансированное питание, физические упражнения, закаливание, предотвращение и избавление от вредных привычек и т. д.

Отношение к лечебной медицине

Лечение больного – одно из благороднейших занятий на земле. Церкви поддерживают деятельность как государственных, так и негосударственных медицинских и научно-исследовательских учреждений, направленную на оказание медицинской помощи, а также связанную с разработкой новых и совершенствованием уже существующих методов лечения. Вместе с тем, Церкви считают недопустимыми любые экспериментальные исследования на заключенных, психически и тяжелобольных, а также на детях, независимо от согласия родителей.

Поддерживая традиционный принцип медицины «не навреди», Церкви предупреждают об опасности внедрения под прикрытием так называемой «альтернативной медицины» оккультно-магической практики, способной подвергнуть сознание и волю человека разрушительному влиянию демонических сил.

Церкви (поддерживают) считают приемлемыми те виды медикаментозного воздействия на организм, которые апробированы Министерством здравоохранения РФ и разрешены к применению Фармакологическим комитетом. Церкви не выступают против переливания крови и трансплантации органов, если по медицинским показаниям больной нуждается в данных операциях.

Вместе с тем, Церкви считают, что каждый пациент должен иметь право и реальную возможность не принимать те методы воздействия на свой организм, которые противоречат его религиозным убеждениям.

Церкви поддерживают основные деонтологические принципы, сложившиеся в отечественной медицине и регулирующие взаимоотношения как между врачом и больным, так и между врачом и родственниками больного. Эти взаимоотношения должны строиться на уважении достоинства и (целостности) свободного выбора человека. Недопустима манипуляция (человеком) личностью даже ради самых благих целей.

Врач не должен связывать степень своей ответственности за оказание медицинской помощи с материальным вознаграждением и его размером, превращая свою профессию в источник обогащения. В то же время достойная оплата труда медицинских работников представляется важной задачей государства и общества.

Учитывая тот факт, что любое заболевание связано со страданием и представляет серьезную психологическую травму для пациента, Церкви считают уместным объединение усилий медицинского персонала и служителей Церкви в процессе лечения, развивая институт душепопечения в сфере здравоохранения.

Церкви поддерживают создание церковных медицинских учреждений, в которых профилактическая и лечебная помощь сочетается с пасторским попечением.



 

Поиск

© Церковь «Новая Жизнь» г. Челябинск, 2009 г. | Разработка сайта и техподдержка 4lyabinsk.ru

wwjd.ru: Христианская поискова система.