Исполнение пророчеств в истории

Оглавление
Исполнение пророчеств в истории
Вероятность случайного исполнения пророчеств
Критика пророчеств
Конкретное исполнение пророчеств
Тир
Сидон
Самария
Газа и Аскалон
Моав и Аммон
Петра и Едом
Фивы и Мемфис
Ниневия
Вавилон
Хоразин, Вифсаида, Капернаум
Рост Иерусалима
Палестина

Вероятность случайного исполнения пророчеств

Введение

Определение пророчества

Небиблейское определение

«В Британской энциклопедии говорится следующее: „Литературная запись древнееврейских пророчеств в Книге пророка Исайи показывает, что под пророчеством понимается прежде всего слово или устное высказывание, выражающее для слушателей волю Бога с помощью Его избранного посланца. Предсказания, обещания или угрозы при этом ставятся в зависимость от реакции слушающих (1:18-20), либо же служат „знамением" предстоящих событий (7:14), поскольку всё происходящее в конечном итоге подчиняется целям Господней воли"…

Исайя придаёт большое значение важности вавилонских богов и противопоставляет их Яхве, чтобы предсказать их действия (12:21–24; 48:3). Предсказания пророков касаются не предопределённой судьбы людей, но провозглашают цель живого Бога».

Определение согласно Писанию

«Пророк» — это тот, кто по Божественному вдохновению говорит народу о воле Божьей и о будущем.

Меррилл Ф. Ангер в своём „Библейском словаре Ангера" пишет: „Пророк не только провозглашает волю Бога и Его приговор, не только защищает истину и праведность, не только свидетельствует о превосходстве нравственности над ритуалом — он также тесно связано благими намерениями Господа относительно Израиля" (Мих. 5:4; 7:20; Ис. 60:3; 65:25).

Целью пророков, помимо предсказаний, было учить морали. Чарльз Эллиот считает, что это раскрывает существование истинного Бога и показывает, что Он поступает „согласно Своего изволения". Иными словами, это открывает людям Бога, а вместе с этим — Его волю и поступки.

У любого писателя, включая пророков, есть свой собственный стиль — как в сочинениях, так и в устной речи, и в манере поведения. Он определяет их индивидуальность. В то же время есть большая разница между светскими и библейскими авторами. Сохраняя свою индивидуальность, пророки, одержимые Духом Святым, говорят как бы вне времени, и речь их кажется выходящей за рамки здравого смысла.

Пророка принято считать предсказателем будущего. Действительно, предсказания занимают важное место в деятельности пророков. В то же время великие пророки были активными общественными и политическими деятелями, реформаторами, которые неустанно проповедовали праведность и возрождение, а не только предсказывали наказания и награды. Пророк всегда говорил высоко духовные слова, отражающие волю Бога и призывающие к послушанию.

Иногда пророчества носили сенсационный характер (Втор. 18:22). Однако не это было в них главным. Пророчества произносились благодаря условиям, окружающим пророка, а не вопреки им. Практически каждой главе, где говорится о наказании и уничтожении, соответствует глава, в точности объясняющая причины предстоящей гибели.

Самое первое пророчество относится ещё к временам Адама и Евы и обещает приход Божественного Искупителя (Быт. 3:15, 16). С этого момента мы можем проследить появление слов Бога в Писании вплоть до Откровения. В числе первых пророков можно упомянуть, например, Еноха, Авраама и Моисея (Чис. 12:6–8; Втор. 18:18; Иоан. 6:14; 7:40).

Пророчества, как показано в 1 Царств 9:9 и 2 Царств 24:11, имели Божественное происхождение.

Библия ясно говорит о том, что пророческие предсказания суть знамения могущества и славы Божьей, что они содержат чудесное Слово Бога. В пророчествах Бог не только показывает Свою силу, но и отвечает на просьбы и нужды людей. Поскольку Он раскрывает будущее — чего ни один человек сделать не в силахмы убеждаемся, что Он знает будущее, знает обо всех событиях ещё до их осуществления. Любой христианин должен знать, что ничто не может произойти без предвидения Бога.

Кого можно считать пророком?

Как отличить подлинного пророка от ложного? Об этом пишет в „Новом библейском словаре", в статье „Пророки и пророчества", Дж.А. Мотьер, заместитель декана Клифтоне ко го богословского колледжа в Бристоле.

Вопрос о подлинности пророков нередко поднимается в Библии (3 Цар. 22; Иер. 28; 3 Цар. 13:18-22). Ответить на него важно не просто с научной, но и с практической точки зрения. Каковы же критерии подлинности пророков?

Одним из таких критериев профессор Мотьер считает у лжепророков то, что он называет „пророческим экстазом". Это состояние могло наступать внезапно, а могло и вызываться определёнными воздействиями, в частности — особыми видами музыки. Можно смело считать его необычным и подозрительным: оно включало полную потерю личности, чувства страха и боли. „Пророческий экстаз", широко распространённый в Ханаане, был связан там с культом Ваала. Разумеется, сам по себе он не составляет единственного основания для того, чтобы объявить того или иного пророка ложным. Его временами испытывали и пророки подлинные, прежде всего Исайя (в Храме) и Иезекииль.

Ещё один критерий касается положения пророка в обществе. Лжепророки обычно числились при царском дворе и получали жалованье. Они изрекали те „пророчества", которые хотел услышать от них царь. Правда, и этот критерий — не окончательный. Самуил, Нафан (при Давиде) и даже Амос в большей или меньшей степени считались „профессиональными" пророками, однако в их подлинности сомневаться не приходится. Платные пророки обычно объединялись в группы, и это роднило их с идолопоклонниками, молившимися в состоянии исступления (Дан. 2:2).

В Ветхом Завете содержатся три важных отрывка, имеющих прямое отношение к нашей теме (Втор. 13, 18; Иер. 23; Иез. 12:21–14:11). Во Второзаконии 18:22 написано, что пророчество, которое не сбудется и не исполнится — ненастоящее пророчество. Во Второзаконии 18 говорится, что истинное пророчество — лишь то, которое сбывается. Не следует забывать, что это лишь необходимое, но не достаточное условие — иными словами, слова, которые сбываются, не обязательно исходят от Бога. Когда лжепророк делает предсказание, которое сбывается, это Может быть искушением Божьего народа. Об этом ясно говорится во Второзаконии 13: если пророк зовёт идти за другими, неизвестными богами (ст. 2), то он не принадлежит Яхве. Моисей установил чёткий богословский критерий истинности всех будущих пророков: даже если предсказания пророка, не повинующегося закону Моисееву, сбываются, пророк этот — ложный.

Во втором отрывке, связанном с темой лжепророков, Иеремия (23) расширяет взгляд Второзакония, описывая лжепророков как лицемеров и прелюбодеев (ст. 10-14), потворствующих чужой безнравственности (ст. 17). Мир, о котором они проповедуют, — не от Бога, но по природе неестествен. Истинный пророк несёт слова убеждения и раскаяния (ст. 29), призывая народ к праведности и послушанию (ст. 22).

Важно помнить, отчего пророки в своих словах были столь суровы. Немало жестокой критики обрушилось на книги пророков в силу ошибочного мнения, что они проповедовали лишь обречённость. Это отнюдь не так. Если пророки не начинали своих речей призывом к миру, то лишь потому, что путь к миру в Боге лежит только через святость, праведность и покаяние. О пророках говорил ещё Моисей в своих вдохновлённых Богом законах. Лжепророки, согласно Иеремии, крадут имя Господа, присваивают себе право говорить от Его имени и раздувают своё значение, придуманное ими самими (ст. 30-32). Подлинный пророк — выполняет волю Яхве, говорит от Его имени и Его властью (ст. 18, 21,22, 28, 32).

Третий отрывок находим у Иезекииля (12:21–14:11), который говорит сходно с Иеремией. Он ясно указывает, что ложные пророки действуют лишь от своего собственного лица и придумывают свои пророчества (13:2,3), построенные на ложном мире и пустых надеждах (13:10-16), лишённые духовности и праведной святости (13:22). Истинный пророк стремится прямо к сердцу человека и призывает своих слушателей заглянуть самим себе в душу (14:4-5), чтобы узнать, живут ли они согласно известным им требованиям Бога (14:7-8). Мы вновь видим, что истинный пророк действует в духе Моисея. Он говорит несмиренно, но со всей отвагой Бога Изгнания, заново повторяя новыми, свежими словами те истины, которые невозможно ни изменить, ни улучшить.



 

Поиск

© Церковь «Новая Жизнь» г. Челябинск, 2009 г. | Разработка сайта и техподдержка 4lyabinsk.ru

wwjd.ru: Христианская поискова система.